Sound Forge - выправляем звук в фильме

Аватар пользователя overload

Уметь работать со звуковым редактором должен каждый человек, чьё умение делать домашнее кино уже переросло рамки МувиМейкера и Киностудии Windows.

 


Зачастую мы сталкиваемся с тем, что съёмка была произведена хорошо, а вот со звуком - нелады. То ветер шумит, то голос слишком тих, то щёлкает чего-то. Или добавляешь музыку в фильм - а на её фоне голос совсем пропадает, и штатные плагины Пиннакля вопроса не решают (да и фиговые, если честно, звуковые плагины Пиннакля).

В подобных случаях я поступаю просто. Вытаскиваю из фильма звуковую дорожку (это можно сделать множеством программ, да хотя бы тем же Пиннаклем (выбираем вывод, в окошке выбора типа вывода выбираем Wave, выставляем нужные значения и жмём на "Экспорт"). Затем - открываю свой любимый звуковой редактор Sound Forge - и пошла гулять губерния.




        Конечно, можно сказать: да зачем мне эти сторонние сложные программы - мне хватает штатных средств Пиннакля... Подобное отношение к звуку весьма характеризует такой диалог:

- Да зачем мне твой "Ниссан-Кашкай", моя "пятёрка" ещё очень даже неплохо бегает!

- А ты на "Кашкае" ездил?

- Не-ет...


    Я буду приводить примеры работы с редактором Sound Forge 9, так как работа с иными звуковыми редакторами аналогична.

 Звуковые редакторы отображают звуковой файл в графическом виде – некоей гребёнкой. Её можно визуально расширять, сжимать как по вертикали, так и по горизонтали. Эта штука называется зум (zoom):

Фича 1: Редактируется та часть файла, которая выделена (если не выделено ничего – редактируется весь файл целиком):

        Для того, чтобы сделать выделение для редактирования, ставим курсор мышки в начало нужного фрагмента, зажимаем левую кнопку и проводим вправо до конца нужного фрагмента.
        Рассматривать работу SF целиком – это писать довольно большую книжку (которых, кстати, в Интернете тьма тьмущая). Писать её – долго, да и читать – не легче. Потому – остановимся на самых нужных базовых функциях редактора и на том, где их искать и как применять.
        Основные функции редактирования располагаются в пунктах меню Special, Process и Tools:

  Для большего удобства все эти функции могут быть выведены наверх, на Панель управления:

Делается это при помощи пункта меню Options – Preferences – Toolbars:

        Можно выделить нужные приборы и инструменты - и они появятся в виде панелек, которые мышкой можно перетащить куда угодно. Я размещаю их вверху, справа от основных кнопок управления редактором.

         Фича 2: Sound Forge - это программа неразрушающей редакции (редактор работает не непосредственно со звуковым файлом, а с его инструментальной копией (Tool copy), которая создаётся во временной папке Форджа. При любой редакции оригинал звукового файла останется нетронутым (если только его не переписать заново под тем же названием после редактирования, о чём Фордж обязательно предупредит). Поэтому отредактированный и изменённый файл лучше всего сохранять не функцией File - Save, а функцией File - Save As... и сохранить его под любым другим именем.

         Один из самых важных пунктов меню - это DX Favorites. Эта кнопка отображает все находящиеся в системе VST- и DX-плагины:

         Фича 3: DX-плагины, устанавливаемые в системе, SF видит самостоятельно и сразу.
        Для VST-плагинов в Windows чаще всего создаётся папка C://Program Files/Steinberg/VST Plug-Ins, хотя в принципе эта папка может быть любой. Например, секвенсор Sonar при установке создаёт в своей директории свою папку "Vstplugins", и Фордж по умолчанию ищет такие плагины в ней. Однако имеется возможность указать Форджу и иные папки с плагинами. Для этого лезем в Options – Preferences – VST Effects и указываем альтернативную папку для хранения VST-плагов (а при необходимости - и основную, дефолтную) и жмём Refresh:


         При вызове того или иного плагина (можно для удобства называть их "эффектами", хотя это не совсем верно, я, например, не считаю нормализацию - эффектом, но - процессом, хотя это уже - семантические тонкости), появляется его рабочее окошко. У стандартных Форджевских эффектов и процессов они имеют примерно одинаковый вид. Так, например, выглядит окошко управления высотой тона (Pitch Shift):

         Ну, а плагины сторонних производителей выглядят кто во что горазд (примеры рабочих окон управления плагами Waves Doubler - эффекта "двойного голоса" и Flying Haggis - набора "искажателей" для, скажем, гитары):


    

Фича 4: Иногда нужно редактировать весь файл целиком, но в самом начале файла это делать неудобно (например, когда в начале длинное тихое скрипичное вступление, а нам надо знать, как поведёт себя эффект в середине композиции, где сильная экспрессия). Не будешь же сидеть и ждать две-три минуты, пока курсор дойдёт до нужного места... В таком случае применяем следующий финт: выделяем кусочек в середине композиции, там, где всё звучит по максимуму, настраиваем плагин как нам удобно или угодно, а затем - щёлкаем правой кнопкой по любому пустому, незадействованному кнопками управления, месту в окне управления плагином и в выпадающем меню выбираем "Select All Data":



         Мы увидим, как тёмным цветом выделится весь трек. И если применить этот эффект, то он применится ко всей композиции, а не к выделенной ранее части.


Продолжение - будет...

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Armageddon

Здравствуйте, некоторые слова

Здравствуйте, некоторые слова текста на вашем сайте (на некоторых страницах, и на этой, в том числе, не могу прочитать (абракадабра)). Это у меня шрифты слетели или ваш баг?
Аватар пользователя admin

Привет, Armageddon! Спасибо

Привет, Armageddon! Спасибо за сообщение. Это постоянно или временное явление?
Аватар пользователя admin

Кракозябры

Буду благодарен, если ещё укажешь дату, время и свой браузер, т.е. где и когда наблюдал кракозябры )))))))))). Видимо, надо будет разбираться с хостером.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.