Избавление от звукового шума. Часть 1

Аватар пользователя overload

Зачастую звуковую дорожку в домашнем фильме сильно портят шумы. В данной статье я остановлюсь на том, как бороться с постоянным высокочастотным шумом (или попросту шипением). Для устранения такого рода дефектов звука нам понадобится программа iZotope RX 2.

 Это - специализированная (к сожалению, не бесплатная) программа для борьбы со звуковыми шумами и артефактами. Есть пробная бесплатная версия (trial), без возможности записать отредактированный файл, это здесь, нажимайте.
Принцип работы шумодавных модулей всех подобных программ одинаков и основан на снятии так называемого "отпечатка шума". В  RX этот процесс называется learn (обучение).
Смысл этого принципа вот какой: 1. ты долженобнаружить участок, где записан только шум; 2.программа должна запомнить и проанализировать его; 3.вы оба теперь должны применить затем эти настройки ко всему файлу целиком и убрать только то, что, по мнению программы (и судя по отпечатку шума) является постоянным шумом.

В основном эти программы предназначены для убирания высокочастотного шума (шипения), хотя неплохо справляются и с низкочастотным гулом  - например, для удаления гула, возникающего от ламп дневного света,  уiZotope RXтоже есть свой модуль "Remove Hum".
RX 2 - точный, тонкий и профессиональный инструмент.
Итак, качаем iZotope RX 2, устанавливаем его. Если мы собираемся использовать RX 2 как самостоятельную программу (standalone), то нам понадобится сам звук, который нужно редактировать. Его можно выдернуть из фильма несколькими способами. Например, открыть фильм в Фордже и сохранить только звуковую дорожку. Или же сделать экспорт прямо из видеомонтажной программы - опять же, сохраняя только звуковую дорожку. При этом не следует забывать, что звук должен сохраняться в битрейте и дискретности оригинала. Если не знаете этих цифр - скачайте программу MediaInfo, откройте видеофайл в ней - и она вам покажет все данные по видео- и аудиокодекам этого файла.
Если же хотите попробовать RX 2 как плагин - то Вегас должен его увидеть в папке VST. В этом случае сохранять звук не нужно. Но это чревато следующим: плагин придётся повесить на звуковую дорогу и он будет постоянно работать. А ресурсов он ест дай ГейтЦ... в общем, много. Да и не всегда нужно применять шумодавку на всю дорожку - иногда достаточно обработать только шипящие места, во всех остальных местах дороги он будет только работать вхолостую, да при этом ощутимо портить звук. И ресурсы процессора жрать.
В общем, если шипит весь трек - и шипит примерно одинаково - то плаг можно нацепить на дорогу как эффект, но приготовьтесь к тому, что производительность компа резко упадёт. Поэтому я лично предпочитаю отдельно сохранить звук, обработать его и потом заменить оригинальные куски звуковой дорожки этими обработанными файлами.


И не стоит делать это большими кусками. Тут по-ленински: лучше меньше, да лучше. Бородатый коммунист иногда выдавал действительно рульные фразы...
В общем, скачали, поставили, запустили Вегас, нашли кусок, в котором присутствует шипение и его надо убрать, сохранили этот кусман как wave-файл.  Запускаем RX 2, открываем этот файл в нём стандартной командой File - Open. Вот что видим, см. скриншот:
Ой, как стра-а-ашно!.. Ой, сколько цветных линеечек, ручечек, кнопочечек... да ещё всё - на языке вероятного противника. Ну, ничего ужасного. Достаточно знать, куда нажать и на что обращать внимание. 

Продолжение следует.

Комментарии

Аватар пользователя admin

Класс!

Нигде не было доступной информации по удалению шумов. Теперь займёмся! Класс!

Аватар пользователя Арсений

В принципе с белым шумом все

В принципе с белым шумом все понятно и отлично работает. Но у меня есть много роликов где идет запись человеского голоса на улице, где много шумов разной частоты и интенсивности, какой фильтр применить на видео, чтобы речь была более разборчивой? Так как плинирую выложить видео в сеть.
Аватар пользователя overload

Прочий шум

Статья была написана достаточно давно. Сегодняшняя актуальная версия данной программя - шестая. В ней появилось множество дополнительных модулей, в частности - и для решения ваших проблем.

Например, там присутствуют модули DeVind (удаление шума ветра), Breath Control (удаление дыхания между словами), Spectral Repair (удаляет, например, случайно попавших в запись чирикающих птиц или автомобильный гудок) и ещё несколько интересных модулей.

Правда, стоит эта программа недёшево - 800$. Но тут ведь как: дорого, да тихо - дёшево, да лихо.

И ещё немного по поводу вашего вопроса. Качество звука в ролике начинается со съёмки. Посему: планируем снимать интервью в шумных местах - покупаем либо хороший микрофон-пушку, либо - вообще петличку - наподобие тех, какие используют корреспонденты с телевидения. Сейчас есть недорогие, но весьма качественные модели, у меня, например, такой - Boya.

Дорожка, загаженая в разных местах разными шумами, разными же способами и очищается. Придётся пилить звук на части и каждую часть обрабатывать отдельно - сообразно с теми артефактами, которые на ней присутствуют.

Примечание: в ряде случаев от шумовых косяков избавиться не представляется возможным - что бы вы ни делали.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.